Посол Азербайджана в России, выдвинутый на пост генерального директора ЮНЕСКО, намерен реализовать ряд новых программ
Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы в настоящее время находится в Париже и проводит компанию в поддержку своей кандидатуры на пост генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Будучи во Франции, посол дал интервью парижской студии радио Sputnik.
— Добро пожаловать! Все вас знают, как известного исполнителя и посла Азербайджана в России. Полад Бюльбюль оглы, могли бы объяснить нашим, почему вы в Париже?
— В Париже всегда приятно находиться. В данном случае нахожусь здесь по конкретному делу. Наверное, наши слушатели знают, что в этом году будет переизбрание генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это серьезное и волнующее весь мир событие, потому всем странам, являющимся членами ЮНЕСКО, это не безразлично. Всем интересно, кого выберут и какие меры он предпримет в управление этой крупнейшее международной организации, которая призвана в гуманитарном плане развивать страны и делать все для развития человечества.
Я хочу напомнить, что ЮНЕСКО создалась следом за ООН после кровопролитнейшей войны, которая унесла миллионы человеческих жизней. Тогда люди пришли к выводу, что должны быть крупные международные организации, регулирующие международную жизнь. Именно в этот период были созданы ООН, Генеральная ассамблея, Совет безопасности и вслед за ними возникла настоятельная потребность организовать организацию, которая делала бы тоже самое, только в гуманитарной сфере. Вот так возникла ЮНЕСКО, которая на протяжении всех прошедших лет провела огромную работу во всем мире. Сегодня более двухсот стран является членами ЮНЕСКО. В системе ООН много международных организаций, но по существу, по своему влиянию она вторая в мире.
Вы сказали, что я певец, но я — композитор, потому что получил композиторское образование. А исполняю я свои песни, потому что с детства пою, и мой отец был певцом. Я рос в музыкальной атмосфере. Получив классическое музыкальное образование у такого выдающегося композитора Азербайджана, как Гара Гараев, решил запеть и исполнять только свои песни, которые стали очень популярны.
Но потом жизнь резко изменилась. Я по знаку зодиака Водолей, поэтому у меня на роду написано менять направление своей деятельности. Так получилось, что в 1987 году мне предложили возглавить Азербайджанскую государственную филармонию, в которой сосредоточены все основные музыкальные коллективы нашей республики: симфонический, камерный, народный оркестры, хоровая капелла и многие другие. Проработав в ней довольно успешно, стал министром культуры и туризма Азербайджана.
Причем на мою долю выпало самое тяжелое время – развал Советского союза. В те времена мы жили все в одной стране и все финансировалось из единого бюджета. В 1991 году мы остались без финансирования и несколько лет приходилось просто выживать, потому что бюджетные организации существовать без определенной государственной поддержки не могут. Это дало мне большой опыт, говоря современными словами, кризисного менеджера. Хочу отметить, что в Азербайджане в этот тяжелейший период, отягощенный событиями в Нагорном Карабахе, мы не закрыли ни одну библиотеку, ни один музей, ни один театр. Мы выжили. — В чем состоит ваша программа? — Она есть на сайте ЮНЕСКО, поэтому не хочу сейчас наших слушателей загружать излишней информацией. В общем хочу сказать, что в этой организации, как и во всем мире, чувствуются определенные трудности. Сокращение финансирования, военные конфликты, сталкивание интересов больших держав – это все отражается на работе ЮНЕСКО.
Кроме того, за более благополучные годы были разработаны различные довольно-таки большие программы, к примеру, для борьбы с бедностью, загрязнением экологии и другие. На их проведение сейчас практически не хватает денег. Многие страны уменьшают свои взносы, некоторые из них по объективным причинам просто не могут их платить, и поэтому сегодня есть определенный разрыв между программами и финансами, которые на них требуются.
Есть одна хорошая русская поговорка "по одежке нужно протягивать ножки", есть также еще один известный кавказский тост, который гласит: "Давайте выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями". Я думаю, что ЮНЕСКО пора уже произнести такой тост. Очень серьезная работа предстоит по приоритизации программ, которые сейчас более злободневны и необходимы. То есть нужно очень жестко определять приоритеты, чтобы сегодняшнего финансирования ЮНЕСКО хватало на все эти программы.
Эта одна сторона вопроса, а вторая заключается в том, чтобы привлечь дополнительные суммы, как сберечь бюджетные деньги. Работа очень непростая. Задачи сложные и серьезные, но чувство того, что они нужны миру, двигает нами вперед.
— Вы считаете, что в ЮНЕСКО некоторые вопросы были излишне политизированы, и какие именно?
— Я думаю, вы, наверное, знаете, что сегодня есть проблемы по некоторым резолюциям и определенные страны выступают против них. Я сейчас не хотел бы уходить вглубь этих вопросов. Они очень острые. Мне кажется, что вообще надо уходить от политических проблем, потому что есть ООН, есть Совет безопасности, и именно он должен решать вопросы конфликтов, территориальной целостности и так далее.
Все-таки ЮНЕСКО прежде всего гуманитарная организация. Я 14 лет руководил такой международной организацией, которая построена по языковому принципу – ТЮРКСОЙ, и мы всегда старались избегать политических тем. Сегодня я являюсь председателем Правления НФГС – это межгосударственный Фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ. На пространстве СНГ тоже есть проблемы, в частности, между Азербайджаном и Арменией, но, тем не менее, мы в правлении Фонда избегаем политизированности.
— Какой должна быть роль ЮНЕСКО в восстановлении культурного наследия и мира в Сирии?
— Огромная. Это очень трудно сделать. Для того, чтобы ЮНЕСКО вступило в действие, прежде всего должны прекратиться военные действия, а для этого нужно узнать причины, из-за которых все это происходит. Я хотел бы отметить, что на Ближнем Востоке, не только в Сирии нужно восстановить культурное наследие и мир, но и в Ираке, где я, будучи министром культуры и туризма Азербайджана, принимал несколько раз участие в Вавилонском фестивале. Я с болью в сердце по телевизору наблюдал, как бомбили территории, где находились древнейшие памятники человечества. Я тогда еще в ЮНЕСКО поднимал вопрос, что нужно беречь Вавилон. Считаю, что любой памятник истории, вне зависимости от его национальной принадлежности, принадлежит всему человечеству.
— Какие страны поддерживают вашу кандидатуру?
— Ну, на данный момент это трудно сказать, потому что голосование будет в октябре. Сейчас пока будут диспуты, выступления. Также в ЮНЕСКО будет полуторачасовая встреча, где будут задаваться вопросы кандидатам, а потом им дадут время, чтобы они посоветовались со своими странами. А уже в октябре они вновь соберутся, тайным голосованием выберут кандидатуру и отправят ее на генеральную конференцию, в которой на четырехлетний срок изберут генерального директора ЮНЕСКО.